Видеолекция как жанр учебного аудиовизуального произведения появилась в отечественном образовательном пространстве в 1974 году, когда Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ, г. Санкт-Перербург) начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. Благодаря технологиям, разработанным Научно-Исследовательским Институтом Телевизионного Обучения, Современный Гуманитарный Университет (г.Москва) в 1998 году начал поточное производство видеолекций в аналоговой форме, которые распространялись по системам спутниковых связей и на видеокассетах формата VHS. В это же время в Университете Южной Флориды (Тампа) стартовали эксперименты по созданию видеолекций в цифровой форме при помощи инструментария мультимедийных и сетевых технологий. Своевременные инвестиции в организацию жизненного цикла видеолекций обеспечили формирование богатейшей учебной видеотеки Массачусетского технологического института (umass.edu). С 2001 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по инициативе и при продюсерской поддержке к.б.н. Ф.О.Каспаринского проводятся научные исследования по адаптации эволюционирующего программно-аппаратного инструментария для создания и распространения профессиональных видеолекций (videolecture.pro). Результаты 12-летней работы на эту тему резюмированы в 16 публикациях
По нашим наблюдениям, до середины первого десятилетия XXI века термин «видеолекция» был интуитивно понятен и относился к профессиональным произведениям, созданным в соответствии с когнитивной теорией мультимедийного обучения, дидактическими целями и правилами. Самопроизвольная унификация свойств видеолекций предопределялась тем, что инструменты обработки и распространения аудиовизуальной информации были немногочисленны, ориентированы на профессиональное использование и утилитарны. 
Коммерчески обусловленная адаптация программно-аппаратных средств обработки информации к запросам массового потребителя катализировала возникновение и публикацию полиморфных медиаресурсов любительского уровня. Последовательное вытеснение профессионального инструментария из общедоступной информационной среды гарантировала замена операционной системы Windows XP на Windows Vista (2006 г.), Windows 7 (2009 г.) и Windows 8 (2012 г.), маскировавшая подмену утилитарных библиотек динамических связей их упрощенными аналогами. Переход от форматов DV и HDV к AVCHD (2006 г.) в сфере малобюджетного видеопроизводства позволил отказаться от ленточных носителей. Однако новый формат оказался ориентирован лишь на увеличение размеров кадра, создал проблемы для продолжительной записи и был избавлен от ключевого свойства своего предшественника (MPEG-4), разработанного в 1999 году: возможности гибкой интерактивной интеграции аудиовизуальных рядов в мультимедийные произведения. Появление социальных сетей с функциями бесконтрольного некоммерческого размещения медиаконтента (Facebook.com – 2004 г.; ВКонтакте – 2006 г. и др.) и видеохостингов (Vimeo.com – 2004 г.; YouTube.com – 2005 г. и др.) с ограниченным функционалом автоматизированной обработки медиаресурсов создало условия для массовой публикации информационных полуфабрикатов и культивирования терпимости к отсутствию целостности произведений. В течение первого десятилетия XXI века типологию аудиовизуальных образовательных медиаресурсов дополнили презентации, аудиолекции, слайд-лекции, иллюстрированные аудиолекции, видеоинструкции, технические записи событий и пр. 
Основной источник информации: http://istina.msu.ru/publications/article/3559014/


Количество показов: 21424
Дата первого показа: 08.08.2013 14:52:56

Возврат к списку

Медиаресурсы, соответствующие жанру


 



 Содержание этого раздела сайта


Оперативная навигация сайта

Рубрики портала   Календарь публикаций   Тематика публикаций инфоконтинуума   Новости информационных партнёров   Народные новости (Tabula Rasa)    Видеокаталог    Иллюстрации   Каталог сайтов   Портфолио авторов   Деловой клуб

Дополнительные сервисы

Время   Курсы валют    Погода    Дороги и пробки мира   Вакансии   Резюме   Объявления   Специальные прогнозы   Характеристики медиаресурсов   Личный кабинет   Менеджер идей   Типичные вопросы и ответы   Техподдержка   Избранное   Плейлист видеокаталога  Поиск